Психология денег

Топ-10 манипуляций от торговых центров

Купить что-нибудь ненужное - привычка дурная, но распространённая. Наверняка вы и сами не раз задавались вопросам, зачем вам всё это, разбирая дома пакеты с покупками.
Конечно, в первую очередь винить надо свою несосредоточенность - если бы вы не отклонялись от списка покупок, деньги бы остались при вас. Но и работники магазинов прибегают к хитростям, которые "помогают" нам потерять контроль. Давайте разберёмся в этих хитростях, чтобы больше не попадаться в ловушки.
Передумали? Поздно!
Если вы накидали в корзину кучу ненужных мелочей, осознаете это вы только на кассе. Так происходит с 60% покупателей. Магазины это заметили, поэтому постарались лишить вас возможности избавиться от ненужного. Заметьте - в большинстве магазинов нет столов или полок рядом с кассами. Место для удобной разгрузки купленного располагается где-нибудь подальше, чаще всего на местах, в которые вы вообще не попадёте до оплаты товара.
Что делать: конечно, нужно постараться изначально не класть ненужное в корзину. В этом, опять же, поможет список покупок. Если же вы всё-таки взяли что-то, от чего захотели избавиться - не надо стесняться. Оставьте товар прямо на кассе, скажите, что передумали и не хотите это брать. Кассир не может заставить вас сделать покупку.
Отдохнула 5 минут - покупаешь 5 часов
В торговых центрах есть фудкорты - это такие тесные неудобные места, где можно перекусить. Фудкорты неудобны не потому, что магазин не умеет организовать пространство. Неудобство сделано намеренно - так вы сможете перекусить, чтобы с новыми силами тратить деньги, но не сможете потратить слишком много времени на отдых. Магазину не нужно, чтобы вы два часа расслаблялись в уютном кресле с чаем, им нужно, чтобы это время вы потратили на покупки.
Что делать: планируйте шоппинг заранее. Вы должны понимать, что вы хотите купить, в каких магазинах, сколько в целом времени хотите на это потратить. Плотно кушайте перед походом в торговый центр, чтобы энергии хватило до конца. Позвольте себе что-нибудь вкусное, но только когда задача уже выполнена, чтобы после перекуса уйти.
Бегство от реальности
Застрять на весь день в торговом центре легко, тем более, что они позаботились, чтобы вы понятия не имели, сколько уже там находитесь. Там нет часов, очень мало окон - вы даже не знаете, какое сейчас время суток. А чем больше времени проведено в магазине, тем больше потрачено денег.
Что делать: поставьте себе на телефоне будильники, которые будут звонить каждый час. Это заставит вас отслеживать, сколько времени вы провели в магазине, и сказать себе "стоп", если это уже перешло грани разумного.
Уютная приманка
Обратите внимание на то, как контрастны помещения магазинов по отношению к пространству самого торгового центра. Из слишком светлого кафельного помещения с дурацкой музыкой и громким эхо вы заходите в комнату с мягким освещением, приятными тёплыми цветами и множеством красивых вещей вокруг. Согласитесь, там находиться куда приятнее. На то и рассчитано - вам хочется зайти в магазин, а не болтаться по коридорам торгового центра.
Что делать: просто помнить об этой особенности. И, конечно, продолжаем следовать списку покупок.
Добро пожаловать в зазеркалье
Вы же помните это неприятное ощущение, когда в примерочной вы были в восторге от вещи, а когда примерили её дома поняли, что она совсем не подходит. Весь секрет в волшебных зеркалах. Часто они бывают немного изогнуты, чтобы вы выглядели стройнее и выше. Более того, они могут делать нас "загорелыми", добавляя в зеркало розовый пигмент. Человек нравится себе в вещи - человек покупает вещь.
Что делать: разберитесь со своим цветотипом, запомните, вещи каких цветов вам подходят, какие фасоны выгодно подчёркивают вашу фигуру. Отличная идея - обратиться к стилисту. Это бывает дорого, но лучше один раз потратиться и впредь одеваться хорошо, не позволяя зеркалам себя обмануть, чем постоянно выкидывать деньги на неподходящие покупки.
Перестановка товара
Магазины периодически переставляют товары или вообще меняют местами отделы. Происходит это не потому, что они ищут наиболее удачную расстановку. Это всё для вас! Только покупатели запомнили, где нужные им товары, и начали не глядя проходить всё остальное, магазин делает перестановку и вынуждает покупателей опять проходить все отделы и внимательно разглядывать товары.
Что делать: спасает всё тот же список покупок. Да, вам предстоит увидеть много ненужного, что захочется купить. Но собираем волю в кулачок и проходим мимо.
Посветите, пожалуйста
Магазины владеют магией света и цвета. Они умеют подсветить неспелые бананы так, что те будут выглядеть очень аппетитно. И другие товары тоже.
Что делать: не закидывайте товар сразу в корзину - возьмите его в руки, отвернитесь от прилавка и рассмотрите продукт. На всякий случай можно ещё раз пересмотреть покупки перед кассой.
Фиктивная популярность
Если кажется, что товар активно расхватывают, возможно, вы стали жертвой очередной уловки. Пробелы в рядах продуктов создают впечатление, будто его активно покупают. Логика подсказывает, что причина тому - высокое качество. Но вполне вероятно, что продукты так расставили сотрудники магазинов - как раз потому, что товар этот не слишком активно берут и покупателей надо стимулировать.
Что делать: качество товара надо оценивать по составу и опыту - своему и знакомых. А как он стоит на полке зависит исключительно от сотрудников магазина.
Надавить на больное место
В отличие от зеркал в примерочной, в самом зале зеркала вполне обычные. Они показывают всё, как есть, и если вам что-то в себе не нравится, зеркала служат напоминанием о "недостатках". И стимулируется желание купить что-нибудь, чтобы стать лучше и красивее. Более того, помните, что зайдя в примерочную вы увидите в зеркале "улучшенную версию" себя, что усилит ощущение, что вещь вам подходит.
Что делать: во-первых, не комплексуйте. Если вы уверены в себе, окружающие ваших несовершенств даже не заметят. Во-вторых, ещё раз подумайте о консультации стилиста - он научит вас подбирать одежду, которая выгодно подчёркивает вашу внешность, что поможет и развитию любви к себе, и избавлению от бесполезных покупок.
Сравнить несравнимое
Ещё один хитрый ход: вы видите несколько почти одинаковых товаров по очень разной цене. Например, одна блузка стоит 800 рублей, а другая - 1200, при том, что они очень похожи и сделаны из одного материала. Покупатель автоматически оценивает стоимость первой относительно второй, и делает вывод, что первую блузку купить выгодно. Только вот на самом деле цена её вряд ли может быть выше 500 рублей.
Что делать: составляя список покупок, постарайтесь сориентироваться в ценах. Если вы знаете, что в среднем нужный товар стоит n рублей, в магазине вы будете ориентироваться на эту стоимость, а не на ту, которую вам предложили там.

Надежда Русакова
Менеджер впечатлений «Финансового здоровья»
Вам может понравиться:
Другие рубрики:
Вступайте в клуб Финансового здоровья!
Получите доступ к журналу "Финансовое здоровье", книгам, брошюрам, интересным исследованиям и другим материалам, которые мы тщательно отобрали для вас. Вы сможете бесплатно получать ответы экспертов на ваши вопросы, а ещё будете регулярно получать вкусные скидки на программы проекта ;)
Нажимая на кнопку, вы подписываетесь на нашу рассылку
и соглашаетесь с условиями о персональных данных
Не забывайте о наших программах :)
Visual Research
Tilda Publishing
Digital Storytelling
The Future
Диагностика финансового здоровья
Бюджет средней семьи теряет 130 000 рублей ежегодно. Сколько теряете вы? Узнайте, пройдя бесплатную диагностику
Где деньги?
Эффективное управление
личными финансами
Заведите привычку к разумному финансовому поведению за 15 минут в день с практикумом "Где деньги?"
Дистанционная программа, с которой вы узнаете всё о финансовом планировании и выгодных продуктах, не выходя из дома
Работа с экспертами и независимыми финансовыми советниками по любым денежным вопросам. Получите персональный рецепт благополучия
Индивидуальные консультации