Статьи

назад

Как научить детей правильно обращаться с деньгами
21.11.2017

Думаю, вы со мной согласитесь, что каждый родитель хочет вырастить ребенка щедрым, но не расточительным, экономным, но не жадным. Правильное отношение к финансам не сложится само – фундамент денежной грамоты закладывается именно в детстве. 

Современные дети часто говорят о деньгах. Но не потому, что они на них зациклены, а потому, что часто слышат подобные разговоры от взрослых: зарплата, кредит, ипотека, премия, финансирование. И поэтому  от родителей зависит, как их ребенок будет относиться к заработанным деньгам.

Карманные деньги  нужны ребенку не для «баловства». Они являются инструментом обучения, при помощи которого ребенок может осваивать те умения и навыки, которые потребуются ему в самостоятельной взрослой жизни. Дайте ребенку деньги, чтобы он понял, что они его. При этом ребенка надо научить  пользоваться капиталом разумно и с умом.

Кто может научить? Только тот, кто сам разумно и с умом распоряжается своими деньгами.  Поэтому очень важно, чтобы родители  повышали свою финансовую грамотность. Давайте рассмотрим несколько правил, которые помогут  вашему ребенку не потерять свои карманные деньги. Универсальных правил нет, но есть несколько действенных.

QIP Shot - Screen 1787.jpg

Правило 1: Деньги ценны не сами по себе. Деньги – не цель, а средство.

Объясняйте ребёнку, для чего нужны деньги: покупать еду, одежду, лекарства и другие необходимые вещи. Деньги не являются целью, деньги являются средством для достижения цели, для решения конкретных задач, для исполнения желаний. Ребёнок должен понимать, что деньги — лишь промежуточная ступенька, и вы должны показать ему это на собственном примере.


Правило 2: Деньги любят счет

Заведите тетрадь для учета карманных денег. Как пример: Разделите тетрадь на 2 части. В одной части  ребенок зеленым цветом будет вносить доходы, а в другой – расходы (красным).   Ведение такого финансового дневника станет его привычкой, тогда он сможет легче проконтролировать приход и уход карманных денег. Можете скачать ему приложение для смартфона – так даже удобнее. Ребенку необходимо объяснить, что нужно всегда понимать, какой суммой ты располагаешь, планировать, сколько можешь потратить на ту или иную покупку, как рассчитать дневной бюджет и т.д. Ведение такого учета позволит ребенку сохранить деньги от ненужных трат. Семейный бюджет планируйте  вместе с ребенком. Покажите, как можно экономить, всего лишь выключая за собой свет или отключая воду, когда чистишь зубы. Можно заинтересовать ребенка, объявив, что сэкономленные на коммунальных услугах средства в следующем месяце могут пойти в его личный бюджет. Попутно отметьте, что экономия не должна быть бездумной и приносить вред себе или окружающим.


Правило 3: Бережливость – это то, что сохранит деньги от потерь

Все начинается с мелочи, «копейка рубль бережет». Нужно формировать бережное отношение к деньгам: не бросать мелочь на тумбочку в коридоре, а убирать ее в кошелек или в копилку,  не    распихивать   купюры по карманам.  Объясните, как вы экономите, сравнивая цены в разных магазинах. Попросите ребенка найти наиболее выгодные, на его взгляд, предложения. Когда ребёнок подрастет, можно познакомить его со специальными программами, которые помогут контролировать расходы и доходы, чтобы ребенок мог наглядно видеть, на что и сколько денег он тратит в месяц. Эта информация обычно бывает не только интересной, но и полезной. Например, если ребёнок копит на новую игрушку и увидит, что он много тратит на лишние шоколадки в школьной столовой, он сможет сделать выводы и с вашей помощью оптимизировать расходы на следующий месяц.


Правило 4: По доходу и расход. 

Привлекайте ребенка к планированию семейного бюджета. Пускай ваш ребенок видит, что надо платить за коммунальные услуги, нужны деньги на продукты и одежду.  Сколько денег остается на удовольствия и развлечения. Пусть он подумает о том, какие его желания для него важны сегодня, а какие можно отложить.  Помогите ему спланировать его расходы, обсудите с ребенком, как он может  распределить свои карманные деньги. Например,  на подаренную бабушкой тысячу можно купить игрушку, а можно потратить её на шоколадки.  Пусть ребенок сам   выбирает, на что потратить их: на сувениры, развлечения, а может быть, подарки для кого-то.  Расскажите, как тратите деньги вы, и что взрослым тоже приходится выбирать. Объясните, что, если отказаться  от ненужных мелочей, можно накопить денег на что-то полезное.


Правило 5: Определите желания и цели. 

Научите ребенка устанавливать контроль       за собственными желаниями и побуждениями. Научите его разбираться в своих желаниях, делать выбор самостоятельно. Ребенок постепенно научится осознавать свои желания и понимать, какие из них важны для него, а какие являются просто каким-то капризом. В дальнейшем ребенок научится уже четко формулировать свои цели. А это очень важный навык – ставить перед собой цели. И как следствие – это сохранит личные карманные деньги от потерь и ненужных трат.

Правило 6: Деньги –  это  ответственность

Ответственное отношение к деньгам – это то, что также позволит ребенку не потерять  свои карманные деньги. Ребенок должен знать о работе взрослых. О том, что за работу они получают деньги, что деньги не берутся из ниоткуда.  А пройдет еще немного времени и ребенок начнет задумываться о том, каким образом сам будет зарабатывать деньги, когда подрастет. Дайте ребенку почувствовать ответственность за свои карманные деньги, ведь они не являются зарплатой, не являются способом наказания и поощрения.

 

Правило 7: Заведите копилку

Купите малышу копилку и объясните, что собирать деньги можно не только на новую игрушку, о которой он давно мечтает, но и на подарок бабушке ко дню рождения. Ребенку необходимо мягко передать идею накопления - например, подарить на день рождения не игрушку, а небольшую денежную сумму. А если так сделали не только вы, родители, но и родственники или друзья, тогда у малыша появляется выбор: сложить все подаренные деньги вместе и купить себе что-то более ценное или потратить порознь на что-то более обыденное. Используйте накопления как стимул. То, что ребенок накопил, нужно тратить только на то, что он хочет сам. Такой навык сбережения сохранит карманные деньги.


Правило 8: Выдаем карманные деньги на неделю на конкретных условиях.

Например: все деньги, которые ребенок сэкономил до конца недели, будут удваиваться. Таким образом, у ребенка будет выбор – потратить на мелочи или накопить и приумножить свои средства. При этом, если ребенок не может экономить, мы не ругаем его, а объясняем, что исполнение его желания отодвигается на неопределенный срок. И ребенок сам решает, как ему поступать.

Каждый раз, прежде чем выдать деньги, обсуждайте с ребенком, чему он научился и собирается ли в этот раз потратить деньги как-нибудь по-другому. Именно разумный подход к деньгам позволит избежать их потери.

 

Правило 9: Поход в магазин со списком покупок

Когда отправляетесь с ребенком за покупками, ставьте его перед выбором: игрушка или сладости, новая куртка или велосипед? Желательно рассказывать ему, из чего состоит ваш семейный бюджет, и привлекать его к обсуждениям по сокращению расходов и увеличению доходов. Таким образом, ребенок узнает, почему ему не купили новый телефон, а также научится правильно расходовать свои деньги и строить свой собственный бюджетный план. 


Правило 10: Нельзя демонстрировать посторонним свои деньги (в том числе и ровесникам)

Деньги – это не только возможность покупать нужные вещи, а еще и некоторая опасность. Ребенок должен четко усвоить, что с деньгами надо быть очень аккуратным. Банальная опасность просто потерять деньги всегда имеет место. Поэтому при себе нужно иметь только необходимую сумму.

QIP Shot - Screen 1788.jpg


Правило 11:  Подавайте хороший личный пример
 

Маленькие умы учатся, подражая. Дети всегда будут копировать Ваше поведение, является ли оно хорошим или плохим. Если они видят, что Вы относитесь к деньгам небрежно и легко тратите их направо и налево, очевидно, что они будут поступать таким же образом. Вам будет очень трудно научить ребенка самостоятельно распоряжаться деньгами, если вы сами будете  давать деньги просто так. Ребенок не будет их ценить. Находите литературу о финансовом планировании, желательно для подростков, и читайте ее вместе. Так вы и сами подтяните свой уровень финансовой грамотности, и  научите ребенка обращаться с деньгами, поясняя неизвестные термины.

Подробнее тему карманных денег  раскрывают и известные писатели. Из относительно современной литературы можно прочитать книгу Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа». Из классики - «Самый богатый человек в Вавилоне» – ей уже почти 90 лет, но советы Джорджа Клэйсона актуальны по сей день.

 

Елизавета Ракова, эксперт «Финансового здоровья», экономист, консультант-методист Проекта Министерства Финансов РФ по финансовой грамотности. Материал был подготовлен для Yarmalysh.ru

Рубрики: Дети и деньги



Новости
19.01
2018

Онлайн-проекта letidor.ru опубликовал статью "Как помочь ребенку накопить на мечту: 9 секретов мамы-финансиста"

19.01
2018

Сайт "ЯрМалыш" опубликовал статью "Финансовое воспитание подростков"

16.01
2018

Вышел январский номер журнала «Финансовое здоровье»

Все новости