Статьи

назад

Финансовое воспитание от "ленивой мамы"
05.08.2017

Анна Быкова — известный психолог и блогер, автор нашумевшей книги «Самостоятельный ребенок, или как стать «ленивой мамой»». У нее два сына — одному 8 лет, другому — 15. Оба с детства учатся ответственному отношению к деньгам. Секретами финансового воспитания от «ленивой мамы» Анна поделилась с нами.



В своём блоге вы уделяете много внимания воспитанию самостоятельности и ответственности у ребёнка. Относится ли это и к финансовой сфере?

— Да. Воспитывать финансовую самостоятельность очень важно. Об этом я писала в своей книге «Воспитание самостоятельности, или Как стать «ленивой мамой». Речь идет не только об умении зарабатывать (работать ребенок начнет еще не скоро). Финансовая самостоятельность — это когда человек с умом распоряжается деньгами, которые у него есть. Чтобы в студенчестве стипендия, на которую нужно прожить месяц, не улетала за два дня.  

Когда вы сами занялись финансовым воспитанием своих детей?

Финансовое воспитание начинается тогда, когда ребенок становится покупателем. Он еще не оплачивает товар, но уже выбирает. И на этом этапе можно обсуждать с ребенком количество, качество, стоимость, целесообразность покупки. Это можно практиковать, начиная с дошкольного возраста.


Второй этап – появление карманных денег. Этими деньгами распоряжается сам ребенок. Родители могут что-то советовать, но решение, куда их тратить остается за ребенком. Сумма должна быть такая, чтобы у родителя не возникало желания непременно проконтролировать, на что ее потратили. Суть карманных денег — в свободе распоряжаться ими по своему усмотрению. В нашей семье дети получают карманные деньги вместе со статусом школьника. В первом классе это возможность сбегать на перемене в школьный буфет, купить ирисок или булочку. Или за месяц накопить на новый конструктор.

На Дни рождения обычно дарим деньги. В дошкольном возрасте это были сертификаты в магазин игрушек, а сейчас наличные деньги. Это дает возможность принять решение самому. Просто наблюдение: когда ребенок покупает кроссовки «на свои деньги», то есть на подаренную сумму, он совсем иначе к ним относится. Более бережно. Не нужно напоминать, что их следует помыть или просушить. 


Следующий этап – ребенок что-то покупает не только для себя, но и для всей семьи. Продукты на ужин, например. Сначала по списку, потом по желанию. Без курьезов не обходится. Однажды в доме был ремонт, газ отключали. Я попросила детей купить еду в отделе готовой продукции, чтобы просто разогреть в микроволновке и поужинать. Сходили в магазин, принесли газировку, булочки, печенье, конфеты. Очень радостные вернулись. Смотрю на это великолепие и спрашиваю: «Классно, а что у нас на ужин?» Задумались: «Мы про еду забыли. А давай мы еще раз сходим?» «Нет, бюджет ужина выбран». Сейчас уже отличают формулировки «Купи что-нибудь поесть» и «Купи что-нибудь к чаю». 

Вообще, слово «бюджет» у нас часто в ходу. Бюджет выходного дня, бюджет поездки, бюджет похода в кафе. Я называю сумму, которую готова потратить, исходя из своих финансовых возможностей. Задача детей - выбрать развлечения или угощения так, чтобы в эту сумму уложиться. Кстати, благодаря этому формируется прекрасный навык устного счета. Оба сына могли в уме складывать трехзначные числа уже к первому классу.

Следующий этап – объяснять, почему бюджет именно такой. Разговаривать о доходах и расходах семьи. Объяснять разницу между пассивным и активным доходом. Объяснять, что расходы бывают «необходимые», «приоритетные». Рассказывать про возможности накопления и про важность финансовой «подушки безопасности».

Какие самые сложные моменты были в финансовом воспитании детей?

Я бы сказала не сложные, а интересные. Интересных моментов много. Младший сын постоянно генерирует бизнес-идеи. В садике он собирался продавать сладкую вату. Узнал, что из маленькой ложки сахара получается большая порция сладкой ваты, решил, что это крайне выгодно, уговаривал меня купить аппарат по производству ваты. Пришлось изложить свои расчеты, рассказать о налогах.


В первом классе он придумал продавать канцтовары одноклассникам. Вдруг кто ручку или карандаш забудет, а у него запасные. Пришлось вести беседы о товариществе и взаимовыручке. Узнал, что за изданные рабочие тетради «Кляксотерапия» мне как автору полагается гонорар. А в этих тетрадях в качестве примеров его рисунки использованы. Настаивал, что я должна поделиться с ним гонораром, как с соавтором. Рассказала, что существует такое понятие, как договор. И если договора соответствующего не было, то я ничего не должна. Сейчас он вынашивает идею новой творческой тетради, где он будет автором и непременно подпишет договор о гонораре.

Приведите несколько кейсов из своего опыта - может быть, вы придумывали какие-то игры, чтобы заинтересовать ребёнка темой управления деньгами, или устраивали семейные соревнования?

Сами игры не придумывали, но с удовольствием играем в «Монополию», в «Роскошь»(Splendor), в «Денежный поток». Есть книги по экономике для детей, где в адаптивной форме, с картинками объясняются ключевые понятия.  Иногда читаю в интернете про успешные стартапы, обсуждаем с детьми.


Все знают, что дети в первую очередь учатся на примере, а не слушают, что говорят родители. Как родитель должен подготовиться к финансовому воспитанию своего ребёнка? Какие вещи "искоренить" в себе, а каким научиться самим прежде, чем начать учить детей?

Не знаю, как насчет «искоренить», а учиться можно и нужно постоянно. Искренне интересоваться темой. Сложно чему-то учить другого, если это у самого не вызывает интереса. Дети, кстати, могут учиться не только на примере родителей, можно приводить в пример других родственников и знакомых, организовывать общение с ними.



Материал подготовлен для издания "Дети и деньги"

Рубрики: Дети и деньги



Новости
20.11
2017

В интернет-журнале GoRabbit при участи нашего эксперта Ирины Жигиной, вышла наша статья: Учимся экономить: 12 лайфхаков от профессионалов

15.11
2017

Вышла наша статья: "Диагностика бюджета", в журнале "Домашний очаг"

15.11
2017

Вышел ноябрьский номер журнала «Финансовое здоровье»

Все новости