Статьи

назад

Финансовая грамотность: что нужно знать и уметь в 6-8, 9-11, 12-14, 15-17 лет
04.09.2017

Для того чтобы процесс изучения финансовой грамотности был приятным и полезным удовольствием, важно участь возрастные особенности ребенка.

Если говорить об особенностях восприятия, то для детей дошкольного возраста (5-7 лет) характерно стремление к самостоятельности, а желание подражать взрослым лучше всего удовлетворяется в ходе игр. Играя, дети берут на себя роль взрослого, имитируют ситуации, которые они встречали в прошлом, использует предметы взрослых. В игре тем самым воссоздаются основные правила и процессы реальной жизни.

Поэтому на этом этапе важно не просто объяснять детям, как обращаться с деньгами, но и вовлекать их в реальные финансовые операции, а также воспроизводить наиболее простые жизненные ситуации. При этом игра сочетает в себе как элементы реальной жизни, так и символические элементы, отражающие части вымышленных миров, вследствие чего важно не терять наиболее важные образовательные цели, так как у ребенка может возникнуть соблазн полностью перейти в вымышленный мир, например, не желая решать сложную задачу или совершать сложный выбор из нескольких альтернатив.

В то же время, для того, чтобы ребенок следовал определенной программе, важно, чтобы он принял ее, то есть необходима предварительная работа для явного одобрения вовлеченности ребенка в финансовые операции взрослых. Это может быть достигнуто, например, через выработку мотивации к сбережению ради приобретения игрушек и непосредственную покупку этой игрушки самим ребенком. Подобное вовлечение детей не только учит конкретным навыкам, но и позволяет создать связь между деньгами и удовлетворением потребностей.

Наконец, важно учитывать отношение детей разных возрастов к похвале. Если в 4-5 лет критика может восприниматься очень остро и важно подчеркивать достижения, то в 7 лет ребенок может переживать, если поймет, что его хвалят за плохо проделанную работу (симптом т.н. кризиса 7 лет).

content_shutterstock_285470219.jpg

В возрасте от 8 до 11 лет в жизни ребенка большое значение принимают школьные друзья и учителя. Здесь важно согласовывать образование внутри семьи с теми предметами, которые ребенок изучает в школе.

В этом возрасте также вырабатывается понимание необходимости подчинения определенным правилам, поэтому можно переходить от простого подражания к объяснению базовых правил поведения. Кроме того, изучение математики в школе позволит совершать более сложные операции, рассчитывать сдачу, а также создавать первые финансовые планы.

Кроме того, в этом возрасте появляются зачатки абстрактного мышления, что позволяет выделять различия между наличными и безналичными расчетами.

В то же время важны позитивные оценки, так как младший школьный возраст сопряжен со стрессом, который дети испытывают в школе, когда получают негативные оценки и в целом встраиваются в своеобразную конкурентную систему. В этом возрасте также становится возможным выстраивание системы стимулов для выработки понимания того, что деньги необходимо зарабатывать. Соответствующие выплаты могут быть привязаны к отдельным заданиям или ежедневным обязанностям. При этом следует с осторожностью относиться к привязке выплат к результатам обучения детей в школе. С одной стороны, если преподаватель в школе допустил ошибку в оценке знаний ребенка, то негативная реакция не это будет перенесена и на отношения к зарабатыванию («нечестно потерял», «получил то, что не заслужил»). В пределе, неизбежное накопление подобных ситуаций способно выработать искаженные стимулы и иметь негативный долгосрочный эффект. С другой стороны, попытка родителей делать определенную коррекцию оценок учителя на основе собственного восприятия, может привести к конфликту авторитетов с неизвестным исходом.

Наконец, следует избегать негативных стимулов в виде наказаний «за плохие оценки». Упущенная выгода в виде не полученной награды само по себе уже наказание, усиление которого не даст какой-либо особой пользы, но может быть контрпродуктивным.

сделай-сам-ребенок-считает-деньги.jpg

Процесс взросления (11-15 лет) сопровождается импульсивностью, вспыльчивостью, росту автономии от родителей, самокритичностью и замкнутостью. В этом возрасте важно найти баланс между критикой и позитивной оценкой. Кроме того, следует приучать детей к возможным потерям, которые сопряжены с финансами в реальной жизни.

Также важно создавать более сложные системы стимулов, чтобы подчеркивать связь между работой и полученным вознаграждением. Также следует проявить доверие к совершаемым ребенком действий с деньгами, которые он располагает. В противном случае растущая автономность детей приведет к сокрытию осуществляемых операций и недоверию к создаваемым родителями стимулам.

Наконец, игровая форма обучения может быть серьезна усилена за счет уже развитой способности к абстрактному мышлению, пониманию правил и большей усидчивости.

3d03661853d4a2f3b99910ee5b06e2d77e8a30da.jpeg

В 15-18 лет импульсивность и скрытность уступает место общительности, жизнерадостности, формируется основания для взрослой, самостоятельной жизни. Ребенок продолжает подражать родителям, но давая их поведению другую оценку. И хотя подросток может бороться с мнением родителей, он будет делать это, находясь в системе ценностей своих родителей. Более того, послушание воспринимается как отказ от автономности, поэтому на этом этапе важна работа над мотивами к самостоятельному пониманию основ финансовой грамотности, а роль родителей смещается от контролирующих и обучающих, к направляющей. В частности, важно создавать условия для большей самостоятельности, а также чрезмерно не ограждать от рисков. А так как подросток склонен игнорировать негативные оценки в свой адрес, родители могут генерировать лишь позитивные стимулы, тогда как роль критики должен выполнять получаемый подростком опыт.

Важно также учитывать, что вне зависимости от точной типологии, никаких жестких границ развития психики детей нет, поэтому приведенное деление носит условный характер и лишь очерчивает различные подходы к обучению, но то, в какой мере следует их использовать, зависит от выбора самих родителей. В этой связи важно также предусмотреть элементы поддержки родителей в раннем выявлении возможных конфликтных ситуаций, для чего, очевидно, требуется постоянная помощь специально обученных тьюторов.


Вот так , Например, выглядит стандарт финансовой грамотности для детей разных возрастов в Нидерландах.

6-8 лет

1.     понимать ценность денег, уметь их считать и совершать мелкие покупки;

2.     осознавать, что люди работают, чтобы зарабатывать;

3.     знать, что у денег могут быть разное применение и не все вещи стоят одинаково, но не все при этом можно купить за деньги;

4.     знать, что такое реклама и что она иногда представляет вещи лучше, чем они есть на самом деле;

5.     различать рекламу в играх, в том числе бесплатных;

6.     понимать значение сбережений и знать простые способы защиты осуществляемых сбережений;

7.     разбираться в разных видах денег (банкноты, монеты, банковские карты), а также распознавать основные символы денег.

9-11 лет

1.     уметь самостоятельно осуществлять покупки для себя; рассчитывать сдачу;

2.     понимать правила безопасных расчетов, в том числе при помощи телефона;

3.     различать источники доходов и понимать, что не все могут зарабатывать одинаково много;

4.     понимать, что иногда «бесплатные» вещи, например, электронные приложения, могут требовать денег и включать рекламу;

5.     знать, что при покупке брендовой одежды, потребитель платит в том числе за сам бренд, а не только товар;

6.     знать, что такое заимствования и чем отличается заем, взятый в банке, от займа, взятого у человека в частном порядке; понимать сопутствующие риски;

7.     знать, что такое процент;

8.     различать текущий и сберегательные счета; понимать важность сбережений;

9.     понимать ценность денег и связывать ее с ценностью товаров и услуг.

12-14 лет

1.     уметь совершать платежи вовремя;

2.     уметь совершать платежи безопасно, в том числе через Интернет; знать, что такое онлайн-банк; понимать механизмы защиты от мошенников;

3.     знать разницу между деньгами, которые должны быть потрачены, и деньгами, которые могут быть потрачены;

4.     уметь избегать чрезмерного роста расходов под влиянием рекламы; различать собственные предпочтения и предпочтения, сформированные под воздействием рекламы;

5.     понимать значение наличия резервов денег и знать механизмы их создания;

6.     понимать риски, права и обязанности, связанные с получением займов, а также с кредитованием других людей;

7.     знать, что в течение времени не всегда есть возможность покупать одинаковый объем товаров за одну и ту же сумму.

15-17 лет

1.     уметь самостоятельно проверять свой банковский счет и баланс;

2.     проверять корректность платежей и оплачивать счета вовремя;

3.     распознавать аномалии в выписке по счету; уметь оберегать себя от рисков, связанных с банковскими картами (дебетовыми и кредитными) и с платежами в интернете;

4.     знать различия в уровнях заработной платы, законы относительно занятости;

5.     уметь ранжировать платежи по приоритетности;

6.     уметь сокращать расходы и предвидеть рост расходов, связанный с текущими тратами; различать фиксированные и плавающие платежи;

7.     знать, как ставить короткие, среднесрочные и долгосрочные цели; уметь планировать доходы и расходы;

8.     уметь обращаться с займами, знать их условия, последствия невыполнения обязательств;

9.     знать, как работает страхование и понимать особенности разных видов страхования;

10.знать о будущих изменениях в своей жизни (переход к самостоятельной жизни, создание семьи, рождение детей, старость);

11.знать, что финансовые продукты приносят не только доход, но и сопряжены с рисками;

12.знать, что такое инфляция и ее последствия;

13.знать, какие возникают права и обязательства по достижению совершеннолетия;

14.понимать разницу между работой по найму и самозанятостью.


Источник
: Financial Education For Youth and In Schools: OECD/INFE Policy Guidance, Challenges And Case Studies, June 2013 // http://www.oecd.org/daf/fin/financial-education/TrustFund2013_OECD_INFE_Finl_Ed_for_Youth_and_in_Schools.pdf


Рубрики: Дети и деньги



Новости
23.11
2017

В журнале IHappymama вышла статья нашего эксперта Алексея Родина "Ошибки финансового воспитания детей и подростков"

22.11
2017

В деловом издании Лондона "The Business Courier", вышла статья нашего эксперта Ирины Жигиной: Как заботиться о финансовом здоровье и перестать переживать из-за денег

20.11
2017

В интернет-журнале GoRabbit при участи нашего эксперта Ирины Жигиной, вышла наша статья: Учимся экономить: 12 лайфхаков от профессионалов

Все новости