Статьи

назад

Психология богатства. Как привить детям разумное отношение к деньгам?
03.05.2018

Советами и рекомендациями делятся эксперт проекта «Финансовое здоровье», финансовый консультант проекта Министерства финансов РФ Ирина Жигина и практикующий психолог и тренер Александр Потапенко- преподаватель Столичного гуманитарно-технического университета. Лектор Московского областного общества «Знание». Действительный член «Международной психотерапевтической лиги».Тренер-иструктор Международной академии исследования лжи. Основатель проекта «Территория Равновесия».

Инструменты-для-накопления-денег.jpg

В чем отличие бедных людей от богатых?

Только ли в количестве денег? Конечно, нет. Не секрет, что даже очень богатый человек в какой-то момент может потерять все свои капиталы, но при этом богатым он быть не перестанет. Ведь у него остается мышление богатого человека. Почему? Все очень просто: богатый человек воспринимает жизнь иначе, чем бедный. Он по-другому мыслит, ведет себя, принимает иные решения и в целом у него иная жизненная позиция. Он – другой!

Как же этого добиться, спросите Вы? Разумеется, отношение к себе, миру и деньгам закладывается в детстве, и именно оно определяет нашу дальнейшую жизнь! О том, как сформировать у детей разумное отношение к деньгам и будет рассказано в этой статье.

Помните, как говорят, в самолете при инструктировании? Сначала оденьте кислородную маску на себя, а затем на ребенка. Так и с вопросами финансовой грамотности.

Первое, с чего следует начать – нам, взрослым,  разобраться в психологии богатства, чтобы сформировать у себя правильное отношение к деньгам. И уже потом научить этому наших детей. Никто не станет спорить с тем, что быть богатым лучше, чем бедным. И дело даже не в самих деньгах – ведь их можно не только заработать, но и потерять, а в том ощущении, которое испытывает состоятельный человек. Характерной чертой богатого человека является уверенность в себе. Причем это не то мимолетное ощущение уверенности, которое деньги дарят бедным людям. Богатый человек уверен в себе потому, что убежден: он всегда сможет заработать достаточно денег за счет своего ума, знаний и умений. Поэтому основным богатством для состоятельного человека являются не деньги, как таковые, а его ум, знания, характер и другие качества, которые помогают ему добиваться успеха в жизни.

С психологической точки зрения, получается, что богатство и бедность опираются на разные системы ценностей. Деньги приобретают для людей особую значимость в том случае, когда их нет или есть, но мало. Для богатых же людей деньги ценны не сами по себе, а в силу тех возможностей, которые они дают.

В основе разумного отношения к деньгам лежит ряд навыков, которые может сформировать у себя каждый взрослый, а затем научить этому своего ребенка.

  1. Правильная постановка целей. Цель должна быть сформулирована по так называемому методу SMART и быть реальной, конкретной, измеримой, достижимой и определенной по времени. Приучать ребенка к разумному планированию и постановке целей нужно начинать как можно раньше. Основное правило: маленький ребенок – маленькая по сроку достижения цель (5-10 дней) и, соответственно, небольшая по стоимости. Иначе ему в силу возраста станет скучно и неинтересно.
  2. Способность замечать возможности, которые нам дает жизнь. Перестаньте бояться совершить ошибки и идите к успеху с верой в себя и в свои силы. Наверняка вы сталкивались с таким, когда вы сами или ваши знакомые отказались от выгодного предложения только потому, что испугались «не смочь» и не поверили в себя. А потом кто-то другой, кто не побоялся и использовал предоставленную ему возможность, добился грандиозных результатов. Принимайте возможности, которые дает вам жизнь, даже если боитесь совершить ошибку. И позвольте своим детям ошибаться. Не ругайте их за оплошности и старайтесь не отбить веру в себя.
  3. Навык развиваться и самосовершенствоваться. А для этого необходимо непрерывно учиться и работать над развитием своих способностей. Покажите пример своему ребенку – ведь учиться никогда не поздно, тем более сейчас, когда вокруг столько возможностей для самообразования. Учитесь сами, учите ребенка, учитесь вместе с ребенком. Помните, как говорила Королева в книге Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!».
  4. Наличие силы воли и упорства в достижении своей цели, которые гармонично сочетаются с благотворительностью. В подавляющем большинстве случаев богатые достаточно легко расстаются с деньгами, не испытывая при этом никаких сожалений, так как уверены в том, что все потраченное вернется к ним сторицей.

Вы никогда не задумывались, почему сейчас для взрослых проводится столько тренингов по самодисциплине? Да потому что нет ее. Не заложена в детстве, как один из основных навыков. И сейчас взрослым людям приходится «прокачивать» у себя эту «волевую мышцу» посредством специальных упражнений.

Формируя у своего ребенка силу воли, вы тем самым развиваете и другие способности:

  • Память
  • Внимание
  • Мышление
  • Работу головного мозга

Учите детей преодолевать трудности, что в дальнейшем поможет им быстрее и увереннее достигать свои цели.

Сейчас как никогда много внимания отводится на благотворительность, которая благотворно влияет на всесторонне и гармоничное развитие личности ребенка. Помимо чувства социальной ответственности, собственной значимости и сопричастности, у ребенка появляется понимание и основ финансовой грамотности. Разные формы благотворительных программ подразумевают пожертвования в разных формах: деньги, продукты или одежда. Ребенок, который с детства привык, что часть своих доходов/накоплений он отдаем нуждающимся людям, имеет правильное представление о деньгах и во взрослой жизни умеет грамотно распоряжаться своими доходами.

      5. Желание равняться на богатых и успешных. Как идти к богатству, когда рядом нет мотивирующих примеров? При должном стремлении у вас и вашего ребенка, конечно, все получится, но это займет много времени. Процесс пойдет гораздо быстрее, если у вас будет наставник, который уже прошел этот путь, и вы сможете перенимать его опыт, вдохновляться сами и вдохновлять своих детей. Пока нет возможности работать с наставником? Ничего страшного! Читайте статьи и книги про великих людей, смотрите фильмы, изучайте биографии и обязательно обсуждайте выдающихся личностей с вашим ребенком. Найдите пример для подражания, на который захотите равняться, изучите его привычки и взгляды и развивайте мировоззрение успешного человека у себя и у своего ребенка.

И, пожалуй, самое главное: богатые любят деньги, что проявляется в бережном к ним отношении. Они умеют разумно тратить и разумно экономить. Культура потребления – не пустые слова для них. Учите своих детей бережно использовать ресурсы, объясняйте, что есть траты рациональные и бессмысленные, расскажите про принцип «необходимо и достаточно».

Или еще лучше сыграйте в игру. Нарисуйте на картонных квадратиках определенное количество денег, одежду, продукты питания и бытовую технику. Определите с ребенком, что вам необходимо купить в дом, и чего у вас достаточно. В следующий раз посчитайте, сколько вы потратите лишних денег, если будете покупать домой то, что у вас уже есть.

Последнее, о чем хотелось бы сказать: прививая детям разумное отношение к деньгам, можно обогатиться не только в материальном, но и в духовном смысле. Ведь уверенные в себе, позитивные, целеустремленные, склонные к самосовершенствованию личности не только успешны и богаты, но и счастливы. 

Рубрики: Вредные советы



Новости
22.05
2018

На портале "Финансовая среда" опубликована лекция при участии руководителя проекта «Финансовое здоровье» Евгенией Блискавки и блогером Ксенией Падериной, на тему: "Как разговаривать с детьми о деньгах?"

18.05
2018

На портале Domofond вышла новая статья при участии нашего эксперта "Продал долю дешевле, чем купил. Должен ли я платить налог?"

15.05
2018

Портал Domofond опубликовал статью при участии нашего эксперта "Может ли ИП получить налоговый вычет при покупке жилья?"

Все новости